Сайт учителя начальных классов Пономаревой Ирины Николаевны
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Подготовка к школе » Родителям будущих первоклассников

Готовность к школе
[ Скачать с сервера (22.5 Kb) ] 08.01.2014, 21:48

Готовность ребенка к обучению к школе

 

 «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

I.                  Что же означает психологическая готовность ребенка к школе?

1.     Социальная готовность

У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень

познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Иначе говоря,  у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому.

Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

Ребенок должен иметь желание идти в школу, чтобы  учиться .

 Положительное отношение к школе – это стремление занять новое социальное положение – стать школьником, не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе.

Все, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе, должно вызывать положительное отношение, интерес к новой социальной позиции школьника.

Рассказывайте ребенку о своей школе, о своих любимых учителях, приведите ребенка в школу на экскурсию, познакомьте его с учителем. Не запугивайте ребенка школой, особенно робких, неуверенных в себе: «ну что ты и двух слов связать не можешь», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!» Помните, ребенку и самому понятно, что его первые шаги в школе будут не легкими.

Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет. Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью к школе. Такой ученик ведет себя в школе «по-детски», учится неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ребенок делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.

2.     Личностное развитие.

Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми.

У него должна быть развита произвольность.

Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству а, например,  «тетя Света».

Сейчас многие дети не умеют вступать в общение со взрослыми. Дома родители постоянно хвалят ребенка, выполняют все его капризы и желания. У ребенка формируется представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности. Попадая в коллектив, он сталкивается с непривычными для него требованиями, объективной (а значит, не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель будет относиться к такому ребенку как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители), воспримется им как недоброжелательность и могут возникнуть конфликтные отношения. Высокая самооценка может вызвать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате - «школа плохая», «учитель злой».

У некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места. Ребенок, скорее готов прослыть лентяем и хулиганом, чем неуспешным в учебе, поэтому «забывает» дома учебники, тетради, дневники.

 

Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми. Должен уметь самостоятельно решать конфликты мирным путем. Ребенок должен уметь сам следить за своим поведением и двигательной активностью на уроке и во внеурочной деятельности.

Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам. В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.

Очень важно научить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Слышать и реагировать на словесные замечания взрослых и сверстников.

3.     Интеллектуальная готовность

Это в первую очередь сформированность основных психических функций. На пороге школы высшие психические функции находятся на следующем уровне развития:

Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в

деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый

элемент произвольного внимания. Ребенок  должен некоторое время концентрироваться на какой-либо задаче и выполнять ее. Это не так-то просто по той причине, что в каждый момент мы подвержены воздействиям раздражителей. Это шумы, запахи, другие люди и т.д. В большом классе постоянно какие-либо отвлекающие события. Поэтому способность некоторое время удержать внимание на выполнении задачи и концентрировано работать – это важнейшая предпосылка успешного обучения. Считается, что хорошая концентрация внимания развита у ребенка тогда, когда он может в течении 15-20 минут внимательно выполнять поставленную перед ним задачу (не самим им выбранную, не всегда интересную), не утомляясь.

Память слуховая, зрительная, смысловая. Для ребенка 6-7 лет вполне доступно задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит 2 – 5 слов. Можно называть слова еще несколько раз и после 3 - 4 предъявлений обычно запоминают 7 и более  слов. Если ребенок не может запомнить более 3 - 4  слов с 4 предъявления, это должно насторожить родителей.

Еще одно доступное задание: может ли Ваш ребенок заметить отсутствие картинки после показа серии картинок?

К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.

Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети 6-7 лет уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты».

Продолжает совершенствоваться восприятие.

Воображение: становится активным – произвольным. А также воображение

выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую,

легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

Социальная,  личностная и интеллектуальная готовность представляют собой психологическую готовность к школе.

II.               Педагогическая готовность к школе – это умение ребенка читать (знать буквы), пересказывать (у него должна быть развита речь), писать (у него должна быть развита мелкая моторика), считать (владеть навыками счета).

Моторная готовность к школе.

У ребенка должны быть сформированы мелкие движения: умение уверенно и правильно держать ручку, карандаш, рисовать четкие линии; раскрашивать аккуратно, не заезжая за границы фигуры; владеть ножницами, иголкой, кисточкой.

Ребенок должен «видеть строчку» и рисовать в ней; видеть клеточки и четко и точно вести по ним рисунок.

 Очень полезны все виды рукоделия, лепка, штриховка.

Сформированность крупных движений: устойчивая, ровная походка, умение бегать, прыгать, точно ловить и кидать мяч.

Не должно быть нарушений в координации движений:

Например – ребенок должен уметь завязывать шнурки, застегивать пуговицы и «молнию».

Физическое развитие – это, прежде всего здоровье ребенка и способность организма выдерживать школьные нагрузки. Ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4 урока по 35 минут – задача непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе.

 

ПОМНИТЕ!

 

Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка.

 Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника.

Поэтому контролируйте свои чувства: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку.

Будьте спокойны и уверены в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.

 

 

 

 

Категория: Родителям будущих первоклассников | Добавил: Радость
Просмотров: 330 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Суббота, 18.05.2024, 18:31
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Родителям будущих первоклассников [20]
Субботняя школа [13]
Поиск
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz